В период основания Османской империи падишахи женились, помимо своих невольниц, на дочерях соседних правителей или глав родов. Это было выгодно с точки зрения укрепления династии, связей и военных союзов. Естественно, каждый правитель или глава рода, присылая султану свою дочь, надеялся на то, что она сумеет очаровать султана и использовать это очарование на пользу своей стране и своему народу.
Когда османская империя окрепла, надобность в таких союзах отпала, и падишахи стали чаще брать в жены женщин-невольниц из гарема. Те, в силу своего положения, не представляли опасности для благополучия империи. Так появился гарем – часть дворца, где султан жил со своей семьей.

Существовали определенные традиции общения султана со своим гаремом, одной из таких традиций была четкая иерархия и строжайшее соблюдение этикета. Что вполне оправданно, иначе место, где собрано такое количество женщин, неизбежно превратилось бы в ад. По отношению к своим женщинам султану предписывалось быть справедливым, милосердным а так же нежным в опочивальне, наложница ни в коем случае не должна была чувствовать себя вещью. К женам он должен был относиться равно, у каждой из них должны были быть покои (не лучше и не хуже других), равное количество служанок, одинаковое жалование. С каждой женой султан должен был проводить одну ночь в неделю, и только остальное время мог отдавать наложницам. Все это в идеале, конечно. На практике, любимицы осыпались подарками, фаворитки враждовали из-за лучших покоев, наложницы мечтали сделать все, чтобы подняться еще на одну ступеньку выше в гаремной иерархии. И никто из женщин султана, кроме валиде, не мог быть уверен в его любви. Любовь повелителя могла закончится в любую минуту, но сместить женщину с ее положения, и отобрать ее привилегии никто не мог.

Большое значение в гареме имело образование, без него у девушек не было шансов выдвинуться. Прежде всего девушкам преподавали Коран, затем танцы, игру на музыкальных инструментах, изящную словесность, рукоделие. Так же они изучали придворный этикет. Как приветствовать султана или его мать, как прислуживать, подносить воду, подавать кофе или сладости. Те из них, у кого отмечались большие успехи, повышались до уровня старшей невольницы, их направляли прислуживать падишаху, матери султана, супруге падишаха или одной из высокопоставленных особ.

Умные и способные невольницы после получения образования и воспитания, постепенно поднимаясь все выше и выше, начинали прислуживать самому падишаху. В противоположность слухам, для того чтобы повысить свое положение, не было необходимости быть необычайной красавицей. Преимущества имела та невольница, которая лучшего всего впитала то, чему ее учили, красиво писала и говорила, умела угодить матери султана, не сделать своим врагом никого из вышестоящих лиц. Конечно, со временем, возвысившись до положения любимиц, такие вот кроткие горлинки превращались в диких кошек, но изначально невольница должна была стать образчиком воспитанности и хороших манер.